Полезные советы
Итак, у нас есть калибратор - спектрофотометр или колориметр. Перед калибровкой и профилированием необходимо будет решить три вопроса: какую цветовую температуру белой точки установить, какую назначить энергетическую яркость и какую установить гамму. Советы можно встретить разные. Выскажу несколько соображений
У солнечного дневного света коррелированная цветовая температура составляет примерно от 5000K до 6500K. У ламп накаливания меньше 4000K, флуоресцентные лампы бывают разные и нередки лампы с температурой 8000K. Человек адаптируется к окружающему освещению и рассматривает свет нейтрально-белым однако в сравнении хорошо замечает что лампы накаливания желтят относительно дневного света а флуоресцентные лампы синят.
Комфортная работа за монитором предполагает что белое будет белым а не желтым или синим. Наверняка всем знаком синюшный оттенок некалиброванного монитора с заводскими установками, производители по умолчанию устанавливают белую точку на 8000K - при большей цветовой температуре достигается большая энергетическая яркость. Какую же температуру установить нам? Такую, чтобы белое и все оттенки серого после калибровки и профилирования выглядели нейтрально. Обычно это температура окружающего освещения. Если мы работаем по преимуществу с цветом на оттиске в сравнении с монитором то можно и нужно внести поправку на бумагу. Полиграфические и фотографические бумаги чаще бывают отбеленными и подсиненными - значит цветовая температура для хорошего уравнивания оттиск на монитор должна быть для таких бумаг немного (на 50-200K) выше чем температура окружающего освещения. Так же немного повлияет на адаптацию к освещению цвет окружающей обстановки. Большинство колориметров и спектрофотометров позволяют померить окружающее освещение - его яркость в люксах и цветовую температуру в кельвинах. Белую точку при калибровке я устанавливаю по температуре равной или близкой к значениям измеренного окружающего света. Если результат калибровки не устраивает и все же заметна оттеночность нейтрали на экране я перекалибровываюсь с поправкой белой точки. Простая утилита по ссылке позволит быстро пересчитать нужную белую точку в требуемые для вашей программы калибровки единицы измерения.
Что делать когда работа происходит за ноутбуком в разных условиях? Удобнее всего иметь несколько профилей для разных источников окружающего освещения и переключать их по необходимости. Вобщем я так и делаю. Как переключить профиль монитора прочитать можно здесь. Кстати не всегда обязательно выставлять цветовую температуру именно в настройках монитора, с ноутбуком так вообще не сделаешь а многим недорогим мониторам произвольная температура противопоказана: в таких случаях температура белой точки выставляется в цветовом профиле или в нескольких цветовых профилях различная для различных условий окружающего освещения.
Так же можно обратить внимание на стандарты. Общепринятый для телевидения и интернета стандарт sRGB имеет белую точку 6500K так же как и стандарт с более расширенным цветовым охватом Adobe RGB. Стандарт ColorMatchRGB имеет белую точку 5000K. Тем не менее даже если я буду делать изображения только для интернета но сидеть при этом в комфортных условиях при 5000K от качественных ламп с высоким CRI я откалибруюсь приблизительно на 5000K но не 6500K: при 6500K на мониторе и 5000K окружения нейтраль и белый будут ощутимо синить.
На рисунке условно показана относительная разница между цветовой температурой 5000K, 6500K и 8000K.
Энергетическая яркость в cd/m2 должна быть такой чтобы было комфортно глазам - не тускло но и не слепило. Один из стандартов по оборудованию места цветокорректора советует менее 80 cd/m2 - но это строго в условиях тусклого освещения при котором и читать книжку толком не получится, это реально темно. Иногда советуют для ЭЛТ-мониторов установить яркость 100 канделл а для ЖК-мониторов 120 канделл. Откуда берутся строго эти цифры не известно. Подсевший ЭЛТ-монитор не даст и ста канделл, многие ноутбуки не осилят больше 120. Мне например удобно в условиях нормального освещения калиброваться при энергетической яркости 140 канделл. Разумеется если монитор может столько вытянуть, не все мои мониторы вытягивают но тот что на работе основной (не ноутбук) вытягивает и больше. Поэтому повторюсь: я ставлю яркость такую, чтобы было комфортно, и освещенная тиражная бумага, лежащая на столе, визуально уравнивалась не только по оттенку, но и по яркости на белую точку монитора. Конечно в тех случаях, когда монитор позволяет установить большую яркость. С ноутбуками и слабыми мониторами проще - ставим сколько может вытянуть, вытянул 130 cd/m2 - ну и славно, вытянул 110 - ну хоть так, а что делать: больше чем монитор может светить не сделаешь. Отсюда и уловка производителей установить повыше цветовую температуру по дефолту: при большей цветовой температуре достигается большая энергетическая яркость. Хотя есть современные мониторы, которые спокойно тянут все 200 cd/m2: наверное сидя на солнышке на пляже так комфортно будет работать!-) И когда такая чудовищная яркость стоит по дефолту, некоторые люди жалуются в яндексе, что их монитор слепит. Поверьте, отрегулировать яркость можно и без спектрофотометра!-) Чего не скажешь о цветовом описании монитора icc-профилем: его без измерительного прибора не построить никак, а без описания монитора профилем в операционной системе ничего путного на глазок не выйдет, в системе так и останется торчать профиль по дефолту если не откалиброваться аппаратно колориметром или, лучше, спектрофотометром.
Гамма это степенная функция нелинейной передачи яркостных оттенков. Человеческий глаз также воспринимает яркости нелинейно поэтому гамма выше единицы ближе к восприятию человеческого глаза. В те времена когда колорменеджмент был еще не развит производители мониторов для пц ориентировались на гамму 2,2, производители мониторов для Apple на гамму 1,8. Так древние мониторы ближе соответствовали нелинейному восприятию человеческого глаза и позволяли передать больше воспринимаемых оттенков при низкой 8-битной разрядности видеокарт.
Для современных мониторов и видеокарт с большей разрядностью гамма такой важной роли не играет, можно ставить единицу. Я ставлю по традиции 1,8 на маке и 2,2 на пц. Напомню что стандарт sRGB имеет гамму 2,2.
Приложения использующие CMS будут показывать изображения одинаково при любой установленной гамме, однако на отображение элементов оформления веб-страниц (не картинок), графических элементов программ и операционной системы (фон, панельки, иконки и так далее) гамма повлияет.
На рисунке показана разница в отображении полутонов с гаммой единица, с гаммой 1,8 и с гаммой 2,2.